воскресенье, июля 01, 2007

Без карт не можно жить

В декабре 2006 года депутаты Госдумы приняли законопроект об игорном бизнесе и регулировании азартных игр. Этот современный документ стал продолжением давней российской традиции. "Я перед тобой кругом виноват в отношении денежном. Были деньги: и проиграл их. Но что делать? Я так был желчен, что надобно было развлечься чем-нибудь". (Из письма А.С.Пушкина к жене. 28 июня 1834 г.)

Опасность азартных игр для общества осознавалась и в былые времена, государство следило за тем, чтобы такие игры не происходили публично, не привлекали обширного круга людей и не отражались, таким образом, тяжело на материальном благосостоянии населения. Причем борьба с азартными играми велась весьма суровыми методами.

В XVII веке в России появились игральные карты. Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича предписывало игроков в карты бить кнутом и рубить им руки и пальцы. В 1717 году воспрещалась игра в карты под угрозой денежного штрафа.

Лишь в конце царствования Елизаветы Петровны, в 1761 году, в законе было сделано различие между запрещенными азартными и дозволенными коммерческими играми: "Позволяется употреблять игры в знатных дворянских домах; только не на большие, но на самые малые суммы денег, не для выигрыша, но единственно для провождения времени". Екатерина II в "Уставе благочиния" постановила: "Игры домашние и игрища, поелику в оные не входит беззаконие или противное узаконению, полиция не запрещает; в запрещенной же игре смотреть на намерение, с каким играли, и обстоятельства. Буде игра игроку служила забавою или отдохновением посреди своей семьи и с друзьями, и игра не запрещена, то вины нет. Буде же игра игроку служит единственным упражнением и промыслом, или дом, в котором происходила игра, открыт день и ночь для всех людей без разбора, и что тут же происходит прибыток запрещенный, то о том исследовав, учинить по законам".

Несмотря на запреты, играть в азартные игры не прекращали.

Выигрыши и проигрыши бывали огромные за карточным столом составлялись и рушились состояния. Известна скандальная история, нашумевшая в Москве в 1802 году, когда Александр Николаевич Голицын, картежник и мот, проиграл свою жену, княгиню Марию Гавриловну, графу Льву Кирилловичу Разумовскому, сыну гетмана, масону и меценату. Это был скандал, в свете его обсуждали и возмущались не мужем, проигравшем жену в карты, а поведением Марии Гавриловны, осмелившейся не только вторично выйти замуж, но и быть счастливой во втором браке. Впрочем, князь Голицын был не в обиде на своего прежнего приятеля и продолжал бывать в доме графа и своей бывшей супруги.

:Без карт не можно жить.

Кто ими в обществе себя не занимает, Воспитан дурно тот и скучен всем бывает, -
шутливо утверждал дядюшка Пушкина Василий Львович.

В ХIХ - начале ХХ века различия между коммерческими и азартными играми в законодательстве прослеживались не совсем четко, и объявление какой-либо игры азартной, а значит, запрещенной, зависело от министра внутренних дел. За устройство запрещенных игр виновные подвергались аресту на срок до 1 месяца или штрафу в размере до 100 рублей. Азартными играми считались такие игры как банк, штос, баккара, виктория, макао, рамс.

В 1810 году владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков в записке городничим писал "Если я узнаю, что в городе кто-нибудь играл в банк, то тогда не оставлю того, кто нарушил: запрещения, предам строгому суду".
Столетие назад во Владимире было два публичных заведения, где можно было публично сразиться за ломберным столом. Владимирский бомонд предпочитал дворянский клуб. В 1888 году для более широких социальных слоев был открыт городской клуб, который имел целью "доставить членам своим и их семействам возможность проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою".

Прием в клуб производился по рекомендации двух членов клуба посредством баллотировки. Член клуба имел именной билет, который выдавался на год и стоил в начале XX века 8 рублей. Членам клуба позволялось приводить с собой в качестве гостей знакомых, которые при входе платили установленную плату. Звание, имя и фамилия гостя записывались в специальную книгу. Лиц женского пола, учащихся, несовершеннолетних, низших военных чинов, юнкеров, судимых в клуб не пускали. Хотя на балы, музыкальные и литературные вечера, маскарады члены клуба могли бесплатно приводить своих матерей, жен, незамужних дочерей или сестер.

Управление делами городского клуба вверялось совету старшин, который выбирался из самых почтенных и уважаемых членов клуба.

В 1908 году в действительных членах городского клуба состояло 110 человек, среди которых были состоятельные и известные люди Владимира: статский советник Дмитрий Егорович Львов, потомственные дворяне Адольф Александрович Студзицкий и Михаил Константинович Мицкевич, потомственные почётные граждане - Алексей Андреевич Кузнецов и Макар Борисович Борисов, присяжный поверенный Сергей Михайлович Архангельский, купцы Сергей Назарович Муравкин, Александр Петрович Белоглазов, Григорий Яковлевич Люлин, городской голова Николай Николаевич Сомов и др.

Почетными членами клуба являлись губернский предводитель дворянства, князь Александр Борисович Голицын, генерал-лейтенант Николай Иераклиевич Воронов и потомственный почётный гражданин Андрей Андреевич Никитин.

В качестве гостя бывал в клубе и известный владимирский портной мужского платья Борис Самуилович Левитан отец знаменитого диктора.


В городском клубе можно было почитать книги, журналы, газеты, поговорить с друзьями по душам за рюмкой водки в буфете и, конечно, поиграть. К услугам посетителей были бильярд, карты, кегельбан, домино, в 1908 г. клуб приобрел шахматы. Однако владимирцы предпочитали игру в карты.

Чуть-чуть брезжит: Скоро утро:
Полумрак ещё царит:
В клубе милые папаши
"Пульку тянут" до зари: -
иронизировал местный поэт Фома Дормидонтов.

В 1908 году доход от карт составил 2654 рубля, от бильярда 837 рублей, от кегельбана 457 рублей, от домино 30 рублей. На покупку новых карт было израсходовано 1054 рубля 50 копеек. В то время полная колода карт (в 52 листа) стоила от 60 копеек до 2 рублей 50 копеек, малая колода (в 32 листа) от 30 до 90 копеек.

В городском клубе играли в коммерческие карточные игры: винт, вист, безик, преферанс, пикет, мушку (ее варианты: пентюрлю, панфил, шутиху, мистигри и копилку), стуколку, семерик, шестьдесят шесть, кончинку. Расчет по игре оканчивался вместе с игрой. Если у проигравшего не было денег, то его имя записывалось в долговую книгу. Если долг не был заплачен в течение трех недель, должник исключался из членов клуба по постановлению совета старшин.

Пребывание в клубе разрешалось до 1.30 ночи. Оставшиеся после этого времени при выходе платили штраф: за полчаса 30 копеек, за час 90 копеек, за 2 часа 4 рубля 50 копеек, за 3 часа 18 рублей 90 копеек, за 3,5 часа 38 рублей 10 копеек. Через 15 минут после последнего штрафного срока, т.е. в 5.15, клуб обязательно закрывался.

Вот как описывал обычный клубный вечер один из его посетителей: "Освещение редкостное: От усердия некоторые лампы коптят: Публика разнохарактерная: и купцы, и мясники, и торгаши, и лесные истребители, и чинуши, и адвокаты: Кругом беспорядочно шумное движение: кто бесцельно клубом вертит, попыхивая трезвонной папироской, кто играет на бильярде, неестественно выгибая спины и загибая кверху то ту, то другую ноги, а кто и выпивает, ведя глубокомысленный спор: "бывает:" - "но редко" - "а все же таки бывает:".

Иногда споры в клубе заканчивались далеко не мирным путем. Газета "Старый владимирец" в 1909 году поместила заметку следующего содержания: "Потомственный почетный гражданин П.И.Жинкин и рязанский мещанин И.М.Масленников привлечены к ответственности за то, что, будучи в сильно пьяном виде в городском клубе, нарушали тишину и спокойствие, производили шум и гром".

Собственного капитального помещения у клуба не было, его приходилось арендовать, и за свою историю клуб, видимо, сменил немало адресов. В 1908 1910 гг. под городской клуб сдавал один из своих домов купец В.А.Петровский с арендной платой в 1850 рублей в год.

Летнее помещение клуба находилось на Пушкинском бульваре. Вместо старой беседки в 1910 году был построен красивый павильон с ротондой, строительство которого обошлось в 6000 рублей. Большую помощь в этом оказал городской голова Н.Н.Сомов, за что был избран в почетные члены клуба.

Торжественное открытие нового летнего помещения городского клуба состоялось 30 мая 1910 года. Пушкинский бульвар, освещенный разноцветными фонарями и украшенный гирляндами из зелени, выглядел фантастически.

Несмотря на платный вход, собралось большое количество публики. В 10 часов вечера в небо взметнулся красочный фейерверк. Музыканты играли до полуночи.

Летнее помещение городского клуба сгорело в 1921 году от неосторожной игры в нем мальчишек. А в бывшем доме В.А.Петровского, что находится на углу 1-й Никольской и Девической улиц, располагается магазин и жилые квартиры.

Татьяна Пугина, Владимирские ведомости, 30.06.2007

Ярлыки: , ,

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница